АЛЬВИЗЕ ВИВАРИНИ И ЕГО МАСТЕРСКАЯ
(1445/6-1503/5), венецианская
школа
"Мария с младенцем, Иоанном Крестителем и святым Иеронимом"
1496
Будапешт, Музей
изобразительных искусств, инв. № 50.748.
Тополь, темпера, 83,3 х 73,3
см.
Из будапештской коллекции Мора Липота
Херцога.
На листке бумаги, изображенном
слева, была подделанная в свое время подпись Джованни Беллини, после удаления которой
проступили оригинальная подпись и дата - 1496 год. С давних пор эту картину считали
произведением самого молодого Виварини, а именно Альвизе. Проделав анализ картины,
Паллуккини впервые указал, насколько художественный уровень исполнения двух боковых фигур
ниже уровня исполнения самой мадонны, и высказал предположение, что эти фигуры написаны
кем-нибудь из учеников мастерской Виварини. Действительно, точная детализация, с которой
изображена Мария, отсутствует в изображении боковых фигур, более того, бросается в глаза
неправильный рисунок рук Иеронима. Альвизе был сыном Антонио Виварини и учеником своего
дяди Бартоломмео Виварини. Влияние последнего чувствуется в ранних произведениях Альвизе.
Позднее на Альвизе сильно воздействовал Антонелло да Мессина, о чем свидетельствуют округленные
простые формы изображения на будапештской картине. В произведениях Альвизе на
протяжении всего его творчества проявляется определенное расхождение с господствовавшим в
Венеции стилем Беллини, становящимся все более мягким и живописным. Но колорит и краски
произведений Альвизе Виварини указывают, что это его стремление, если и было сознательным,
не имело должного
успеха.