МАРКО БАЗАИТИ
"Тело Христа"
Ок.
1505
Будапешт, Музей изобразительных искусств, инв. № 4206. . Тополь,
масло, 87 х 69,8 см. Поступила из наследства графа Яноша Палффи, из его Пожоньского дворца, в 1912
году.
Если предыдущая картина, созданная
молодым Базаити, представляет собой замечательное произведение, вобравшее в себя лучшие
достижения венецианской живописи того времени, то эта картина значительно слабее, несмотря
на некоторые интересные ее черты. Манера письма несколько суховата, напоминает технику
мастеров из провинции Марке, и не случайно эту доску раньше считали произведением Пьера
Мария Пенакки и Марко Пальмеццано. Во время создания этой картины умер учитель Базаити -
Альвизе Виварини. Базаити, стиль которого в то время уже начал приближаться к стилю Беллини,
закончил несколько работ своего учителя. На творчестве Базаити сказалось влияние не только
Беллини, но и других мастеров. 1505 год был переходным в художественном развитии мастера, и в
результате смены стиля его произведения становятся несколько нерешительными. Композицию
этой картины можно связать с пропавшим произведением Беллини, копия которого, сделанная для
мастерской, находится в Стокгольме в Национальном музее. Изображение заднего плана и вообще
всего окружения у обоих мастеров указывает на схожесть их взглядов. Христос изображен в
полусидячем положении в гробнице, в отверстие пещеры виден голубой небосклон с белыми
кучевыми облаками, а вечнозеленые листья плюща символизируют искупление, обеспечивающее
вечную жизнь человечеству.