ВИНЧЕНЦО КАТЕНА
(ок. 1470-1531), венецианская
школа
"Мария с младенцем, святым Франциском Ассизским, Святой и Донатором"
Ок. 1508-1510
Будапешт, Музей
изобразительных искусств, инв. № 74.
Липа, масло, 64,7 х 92
см.
Приобретена из коллекции Эстерхази в 1870
году.
Вопреки тому, что эта картина
несколько более поздняя, чем предыдущая, в ее композиции все еще чувствуется влияние
Беллини. От своего учителя Катена перенял манеру изображения прекрасной женской фигуры
святой, притом почти без изменений; это свидетельствует о том, что она очень нравилась ему.
Изменение стиля, наблюдающееся в этой картине по сравнению с предыдущей, отражает не
столько изменение стиля Катены, сколько развитие в творчестве Беллини. Более глубокий
колорит, многочисленные оттенки объясняются уже появлением Джорджоне, влияния которого не
избежал и старый учитель Катены. Постепенно техника рисовальщика сменяется техникой
живописи. Постановка донатора в профиль, манера его изображения являются приемами,
характерными для кватроченто. Вместо более трудного изображения в полупрофиль Катена
избирает легче изображаемый профиль, который дает больше возможностей подчеркнуть характер
человека. (Этот прием отчасти объясняется и результатами, достигнутыми в медальерном искусстве.)
Наиболее удачной частью картины можно назвать фигуру донатора. Катена имел хороший
глаз портретиста, что подтверждается и более поздними его портретами, на которых обычно
чувствуется сильное немецкое влияние. В нижней и верхней частях картины имеются
значительные добавления, так, например, руки донатора дописаны
позже.