ДЖИРОЛАМО ДА ТРЕВИЗО
(ок. 1450-1496), венецианско-муранская
школа
"Мария со спящим младенцем"
Ок. 1490
Будапешт, Музей изобразительных искусств, инв. № 75.6. Дерево,
масло, 68 х 51 см.
Приобретена в 1975 году у Хубы Чете. Ранее находилась в
гамбургском собрании Вебера, продана с аукциона в 1912 году в Мюнхене антикваром Лепке; в 1912-1924
годах находилась в будапештском собрании Шандора Ледерера, затем в собственности его наследников.
Выставлялась в 1937-1938 годах на выставке "Старые итальянские мастера. Картины, статуи из венгерских
частных собраний" в будапештском Национальном салоне; в 1946 году - на выставке "Старые мастера в
венгерских частных собраниях" в будапештском Музее изобразительных искусств и в 1973 году на выставке
"Искусство Ренессанса в Европе" там же.
Сохранилось сравнительно мало
произведений этого мастера. Это его подписное произведение попало в Венгрию благодаря
одному из самых образованных венгерских коллекционеров Шандору Ледереру, ученому,
обладавшему обширными познаниями и тонким вкусом. Джироламо да Тревизо продолжал
традиции муранской школы, был последователем прежде всего Бартоломмео Виварини. Для его
ранних работ характерно преобладание твердой линии и ломающихся форм. Это произведение
несет на себе печать именно этих стилевых особенностей, однако здесь проявляется и новая черта:
мастер воспользовался преимуществами техники масляного письма, распространившейся в
Венеции во второй половине 1470-х годов; колорит картины (в противовес суровости форм)
мягок, шелковист. Нетрудно заметить в этом влияние Джованни Беллини. Автор нашей картины
позаимствовал у него композицию. О точно таком же произведении работы Беллини нам
неизвестно, следовательно, это произведение Джироламо да Тревизо не слепое подражание, а
вариант схожей по теме "Мадонны" Беллини, написанной около 1475 года (Флоренция, собрание
Контини-Бонакосси). В венецианской живописи эта композиция вообще получила широкое
распространение, известно много копий с нее и вариантов. Джироламо в основе своей был
провинциальный мастер. Он усвоил кое-что из новейших достижений живописи, но пользовался
ими не последовательно. Характерный пример: художник сумел великолепно изобразить мягкую
парчу, создав полную иллюзию ткани, но в изображении пейзажа на заднем плане отсутствует
угол зрения художника; в те времена воздушная перспектива уже вошла в повседневную практику
ведущих мастеров венецианской школы, а на нашей картине ее нет
совсем.