КАРЛО КРИВЕЛЛИ
(ок. 1430/35-после 1493), венецианская
школа
"Мария с младенцем на троне" (фрагмент)
Произведения Кривелли в
техническом отношении совершенны, большинство из них и сегодня в прекрасном состоянии:
поверхность ровная, без изъянов, хотя художник часто делает ее выпуклой, рельефной, снабжает
ее аппликацией, краски свежие. Именно в области красок, в области колорита больше всего
проявляется его принадлежность к венецианскому искусству, тогда как фрукты, используемые им
как декоративные элементы, попадают в его искусство под влиянием мастеров из Падуи и
Феррары. Однако если последние, следуя примеру античности, изображают их в декоративных
гирляндах, то Кривелли пишет натуралистические натюрморты, как натурально выглядят,
например, ряды жемчуга на короне Марии с будапештской картины. Весьма вероятно, что в
Кривелли следует видеть одного из первых сознательно архаизирующих художников, который
достиг этого архаичного эффекта, как ни странно, современными средствами. Изысканно
элегантная поза и жестикуляция фигур еще более подчеркивают этот эффект. Другое
противоречие заключается в странном сочетании присущей Ренессансу архитектуры трона,
архаичного золотого фона и готического изображения одежды Марии. Различное впечатление,
производимое гладкой и выпуклой поверхностями картины, привлекают к себе и современного
зрителя именно благодаря "модерному" характеру этого нововведения
художника.