|
|
<<Вернуться к списку картин XV века
|
МИКЕЛЕ ДА ПАННОНИО, иначе
МИКЕЛЕ ОНГАРО
"Муза Талия"
Нажмите, чтобы посмотреть
в большом формате
|
МИКЕЛЕ ДА ПАННОНИО, иначе
МИКЕЛЕ ОНГАРО (имеются данные начиная с 1415
года, умер между 1459 и 1464), феррарская
школа "Муза Талия" 1450-е
годы Будапешт, Музей изобразительных искусств, инв.
№ 44. Тополь, темпера и масло, 136,5 х 82
см. Подарена Арнольдом Ипойи в 1880 году; в XVIII
веке находилась в феррарском доминиканском конвенте, в зале заседаний
инквизиции; в 1857 году хранилась в римской галерее Сагро Монте ди Пьета; к
Ипойи попала от флорентийского антиквара
Рибле. Выставлялась в 1933 году в Ферраре на
выставке "Феррарский Ренессанс", в 1966 году в парижском Пти Пале на
выставке "Искусство Венгрии X XX веков", в 1972 году в римском Палаццо
Венеция на выставке "Искусство Венгрии", в 1973 году в будапештском Музее
изобразительных искусств на выставке "Искусство Ренессанса в Европе" и в
1981 году там же на выставке "Музею изобразительных искусств - 75
лет".
Как свидетельствует
имя художника, этот значительный феррарский мастер был венгром по
происхождению. Мало его произведений дошло до наших дней; кроме
будапештской сохранились еще две боковые алтарные картины, находящиеся в
Картинной галерее Феррары. Будапештская картина снабжена бандеролью с
подписью: EX MICHAELE PANONINO. Сохранившиеся произведения Паннонио
относятся к позднему периоду его творчества, когда на его стиле сказалось
сильное влияние значительно более молодого художника Козимо Туры. И для
Туры, и для Паннонио одинаково характерно игривое изображение
драгоценностей, ювелирных изделий и цветов, кажущихся металлическими.
Стремление к естественному перспективному изображению, правильное с
архитектурной точки зрения написание трона - все это черты Ренессанса, но
складки одежд напоминают готические формы. Заказчиком этого произведения
был феррарский герцог Борсо д'Эсте. Среди имеющихся на подножии трона
греческих и латинских надписей можно видеть одну из регалий герцога. Долгое
время полагали, что на картине изображена Церера, но недавно это мнение было
отвергнуто. М. Баксандалл высказал предположение, что будапештская картина
относится к серии картин, изображавших муз, которая в свое время украшала
художественную студию дворца Бельфиор - одного из дворцов герцогов д'Эсте в
окрестностях Феррары. В 1632 году здание еще существовало, хотя в 1483 году
было опустошено пожаром. Внутреннее убранство и украшение дворца было
сделано феррарскими мастерами эпохи кватроченто, такими, как Тура, Косса,
Микеле да Паннонио, Анджело Макканьино. Баксандалл первым обратил
внимание на связь будапештской картины с серией муз, а также на то, что
гуманист Гварино да Верона, состоящий на службе у герцогов д'Эсте, в письме к
герцогу Лионелло дает программу серии картин, изображающих муз, с
подробным описанием, как, по его мнению, следует их рисовать, исходя из их
имен. Письмо это, датированное 1447 годом, было, по всей вероятности, ответом
на просьбу
герцога.
|
|