МАРКО ПАЛЬМЕЦЦАНО
(ок. 1459-1539?), школа
Романьи
Святой Себастьян
Ок. 1515-
1520
Эстергом, Христианский музей, инв. №
55.221.
Тополь, темпера и масло, 81 х 60
см.
Приобретена из римской коллекции Бертинелли в
1878 году.
Пальмеццано был
типичным представителем стиля эпохи кватроченто и весьма плодотворным
художником. В своем творчестве он неоднократно разрабатывал тему
Себастьяна, бывшего римского солдата, ставшего мучеником и святым христи-
анской церкви. Самый близкий вариант данной картины хранился в свое время в
Карлсруэ (Кунстхалле) - многофигурная композиция, датированная 1521 годом.
Эти две картины написаны почти в одно время и относятся к тому периоду
жизни Пальмеццано, когда в его творчестве уже наблюдаются черты упадка. В
этих досках уже нет богатства красок и света, характерного для его
предшествующих произведений. И эта эстергомская картина заслуживает
внимания благодаря не столько колориту, сколько тонкости рисунка. В работах
Пальмеццано часто повторяющийся мотив - густые сухие ветви деревьев,
которые превращают место действия картины в своего рода мрачную беседку.
По всей вероятности, эта деталь имеет аллегорическое значение: ветка с
листьями, изображенная на переднем плане, символизирует христианскую веру в
отживающем языческом мире. Развалины античных зданий также указывают на
гибель язычества. На правой стороне картины видны удаляющиеся римские
лучники. Это редко встречающееся решение темы Пальмеццано перенял,
вероятно, с одной известной картины Мантеньи на эту же тему (Париж,
Лувр).