|
|
<<Вернуться к списку картин XVI века
|
УМБРИЙСКО-СИЕНСКИЙ МАСТЕР
"Геркулес на распутье"
Нажмите, чтобы посмотреть
в большом формате
|
УМБРИЙСКО-СИЕНСКИЙ МАСТЕР (ок. 1505 года, последователь
Бернардипо Пинтуриккьо)
"Геркулес на распутье"
Будапешт, Музей изобразительных искусств,
инв. № 71.6. Холст, наклеенный на дерево, темпера, 67
х 156 см. Взята из запасника Музея в 1971 году. Ранее
находилась в будапештском собрании Антала
Камписа. Выставлялась в 1973 году на выставке
"Искусство Ренессанса в Европе" в будапештском Музее изобразительных
искусств.
Большинство
картин, посвященных этой теме, представляет Геркулеса в раздумье над
выбором между Добродетелью и Грехом. Однако сиенский мастер выбрал
неожиданное решение этой темы, которое он, вероятно, перенял с картины
Рафаэля (Лондон, Национальная галерея), где главная фигура не Геркулес, а
Сципион Африканский (у Рафаэля замена была вызвана тем, что заказчика
картины звали Сципионом Боргезе); он погружен в сон, по обеим его сторонам
изображены аллегорические женские фигуры. Автор будапештской картины
возвращается к образу Геркулеса, использовав мотив сна. Рафаэль написал свою
картину в 1504 или 1505 году; примерно в то же время создана и будапештская
картина, принадлежащая кисти одного из представителей сиенской
школы. На этой картине к античной теме своеобразно
примешиваются мотивы, взятые из христианской иконографии и светских
художественных произведений конца средневековья. Добродетель изображена в
головном уборе монахини, в ее саду бьет фонтан - источник жизни, а фигура,
символизирующая Грех, указывает на Сад любви. Картина была написана на
стенке сундука для приданого невесты, так называемом кассоне; в начале XX
века Беренсон видел ее в сиенском Палаццо Сарачипи и счел произведением
Маттео Балдуччи. Вновь картина была обнаружена в коллекции будапештского
Музея изобразительных искусств Вилмошем Татраи, опознавшим ее по
литературным источникам. Вопреки мнению многих исследователей, мы не мо-
жем считать автором этой картины Балдуччи. Это имя упоминается в связи с
Пинтуриккьо в одном сиенском документе, датированном 1509 годом. Позднее,
в 1517 году, Балдуччи упоминается как ученик Содомы, а еще через тридцать
лет в источниках из Читта делла Пьяве фигурирует ученик Перуджино с
похожим именем. Вполне вероятно, что в документе от 1509 года упоминается о
другом Балдуччи, не художнике; позднейшие же данные нельзя принимать в
расчет по стилевым причинам. В последнее время произведения, считавшиеся
работами Балдуччи, частично приписываются художнику из Болоньи Амико
Аспертини; однако трудно согласиться с тем, что будапештская картина
принадлежит его
кисти.
Ну ооочень креативные футболки для тебя этим летом!;)
|
|