УЧЕНИК ЛУКИ СИНЬОРЕЛЛИ
(Лука Синьорелли, 1441? 1523).
умбрийско-тосканская школа
И МАСТЕР
ГРИЗЕЛЬДЫ
(конец XV века), сиенская
школа
Тиберий Гракх
Ок.
1495-1500
Будапешт, Музей изобразительных
искусств, инв. № 64. Тополь, темпера и масло, 107 х 51,5 см. Приобретена из
коллекции Эстерхази в 1870 году.
По всей
вероятности, эта доска относилась к циклу картин, украшавших какой-нибудь
парадный зал. Из всего цикла сохранилось (вместе с будапештской) семь картин,
они находятся в различных европейских и американских коллекциях, остальные
картины этого цикла, видимо,
погибли.
работать в сети заработать
На будапештской
картине изображен Тиберий Гракх - отец известных в древнеримской истории
братьев Тиберия и Гая Гракхов. Их мать Корнелия, она изображена на заднем
плане картины, была дочерью Сципиона победителя Ганнибала. Согласно
легенде, записанной Валерием Максимом и Плутархом, Тиберий-отец однажды
нашел у себя в постели двух змей, самца и самку. Это сочли злым
предзнаменованием и объяснили следующим образом: если Гракх убьет самца,
то накличет смерть на себя, а если самку - то на свою жену. Тиберий очень
любил свою жену, от которой у него было 12 детей, поэтому он убил самца и
действительно вскоре умер. Так образ Тиберия Гракха стал символом
супружеской верности и самопожертвования. Убийство змеи фигурирует и в
церковной иконографии как атрибут добродетельного деяния. Тиберий стоит на
постаменте как "живая статуя" - олицетворение супружеской добродетели. Сама
история раскрывается в трех сценах на заднем плане. Слева изображен
переполох из-за найденных змей и последовавшее убийство самца, а справа
Тиберий и Корнелия обращаются за предсказанием к установленной на высокой
колонне статуе Аполлона. Укрепленная на постаменте табличка с надписью
содержит имя героя и указание на его историю, а в двух последних строках
заключается высказывание, намекающее на эмансипацию художника: "не слетит
к водам Стикса супружеская любовь, но, благодаря художнику, вечно пребудет с
женою" (Татраи, 1979). В руках у херувимов, держащих табличку, - лунные
серпы; такой серп изображен и на гербе сиенской семьи
Пикколомини.
Та же система (основная фигура,
поднятая до аллегории, новеллистический способ изображения заднего плана,
постамент с табличкой, лунные серпы) видна еще на четырех картинах этого
цикла, изображающих Сципиона Африканского, Клавдию Квинту, Сульпицию и
Александра Македонского.
Вилмош Татраи пришел к
выводу, что тематика всего цикла связана с заключением брака, ведь наиболее
важные поступки всех героев или хотя бы их интерпретация выделяют
достославные добродетели мужа и жены. По мнению Татраи, такая свадьба
состоялась в 1493 году. Она была двойной: брак заключили Антонио и Джулио
Спаннокки, принадлежавшие к богатой сиенской семье банкиров; один из них
взял жену из Сиены, другой - из Рима. Это бракосочетание праздновалось с
чрезвычайной пышностью, о нем упоминается даже в более поздних
письменных источниках столетия. По весьма вероятному предположению, эти
картины украшали один из залов Палаццо Спаннокки. Семья эта была удостоена
высокой чести: права носить фамилию семьи Пикколомини, из которой
происходил римский папа, - это дает объяснение геральдическому намеку в его
картинах.
спреи лореаль