НЕИЗВЕСТНЫЙ СРЕДНЕИТАЛЬЯНСКИИ ХУДОЖНИК КОНЦА XV ВЕКА
"Святой Иоанн Евангелист на острове Патмос (фрагмент)"
Ничто во
внешнем мире не указывает на видения святого, ничто, кажется, не должно было
бы вызвать у него внутреннего волнения, однако оно выражено на его аскетиче-
ском лице, которое представляет собой самую лучшую и характерную часть
картины. Она является прекрасным примером техники письма темперой с ее
совершенно чистой, сухой, легкой, как воздух, штриховкой. Этот прием письма
в последнем десятилетии кватроченто был характерным уже только для Умбрии,
Тосканы и провинции Марке. Именно поэтому из вышеупомянутых мастеров
совершенно спокойно может быть исключено имя Лоренцо Косты из Болоньи,
так как там в это время темперу уже смешивали с маслом. Граначчи же был
весьма односторонним мастером, его мастерство не достигло уровня этой
будапештской картины, не говоря уже о том, что даже самые известные
произведения этого мастера представляют более зрелую фазу ренессансного
стиля. Она не может быть связана и с творчеством Микеланджело, с одной
стороны потому, что мягкое исполнение пейзажа на заднем плане совершенно
чуждо великому флорентийцу, а с другой стороны, в стиле нет ничего общего с
бесспорными произведениями Микеланджело. Предположение Фахи о том, что
картину "Святой Иоанн Евангелист на острове Патмос" написал Мастер
Мадонны Сен-Луи, весьма спорно; все работы, приписываемые этому пред-
полагаемому мастеру, довольно сильно отличаются друг от друга по стилю, и мы
не можем быть уверены, что они действительно принадлежат одному
художнику. Однако Фахи прав в том, что Мастер Мадонны Сен-Луи и автор
данной картины очень схожи в стиле - их объединяют беспокойное вдохновение
Боттичелли и строгие конкретные формы мастерской Гирландайо. Но если
произведения, которые бесспорно могут быть приписаны кисти Мастера
Мадонны Сен-Луи, не вызывают сомнения в их принадлежности к
флорентийской школе, то сухая манера письма автора будапештского тондо и
несколько черт в лепке форм указывают на то, что он был ближе к сиенским
мастерам, в первую очередь к творчеству Бернардипо Фунгаи. А если это верно,
то из перечисленных выше художников наиболее вероятным автором этой
картины представляется Давид Гирландайо, который в 1493-1495 годах работал
над мозаикой собора в Сиене и во дворце семьи Спаннокки. Если действительно
он является автором картины, то хорошо объяснимыми становятся умбрийские и
сиенские черты, просматривающиеся за доминирующим флорентийским стилем.
Однако до тех пор, пока работа Давида Гирландайо в Сиене не получила
окончательной атрибуции, его авторство можно рассматривать лишь как
гипотезу.
съемка на хромакее
купить котёл отопительный новосибирск