ЖАН-КРИСТОФ МИВИЛЛЬ (1786-
1836)
Вид на гору Чатыр-Даг и реку Альму в Крыму. 1814-1818
годы
Холст, масло. 54 X
76
Государственная Третьяковская
галерея
Швейцарский пейзажист, гравер
и литограф Жан (Якоб)-Кристоф Мивилль приехал в Россию в 1809
году.
Несколько лет он провел в Петербурге, где ему
покровительствовал известный швейцарский педагог, последователь и сотрудник
великого Песталоцци - пастор Муральт, содержавший в Петербурге аристократический
пансион.
В те годы у русских знатоков и ценителей искусства
и у широкой публики особым успехом и популярностью пользовались изображения
видов разнообразнейших местностей России, ее древних и новых городов, столиц и
окраин. Изображения эти должны были удовлетворять как патриотическому чувству,
так и любознательности россиян. Множество художников, как русских, так и
иностранцев, путешествовали по просторам империи в составе посольств и ученых
экспедиций, на свой страх и риск и под покровительством богатых меценатов. Среди
них оказался и Мивилль. В1814-1818 годах он предпринял путешествие по
экзотическим окраинам России, Крыму и Кавказу. После этого он возвратился в
Базель.
Пейзажи Мивилля выполнены кистью достаточно
уверенной и свободной, в манере мягкой, но однообразной. В них преобладают
коричневые и охристые тона, глухая зелень, голубые и белесые краски. По живописи
и настроению это типичные сентиментально-романтические горные виды, какие много
писали в начале прошлого века в Европе. Но мягкие очертания крымских гор,
наполняющие пространство неповторимым волнообразным ритмом, вносят своеобразие в
пейзажи Мивилля (кроме, конечно, экзотики татарских поселений, кладбищ и
мечетей).
Что же касается исторической и документальной
ценности крымских пейзажей Мивилля, то это несомненно. Более того, эти листы
значимы для нас тем, что здесь запечатлен тот самый Крым, который через
несколько лет вдохновил первые опыты нашей юной романтической
поэзии.
расчет биметаллические радиаторы
боевой мяч