РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (1606-
1669)
Голландская школа
Возвращение блудного сына. Около 1668-1669
Холст, масло. 262x205
Государственный Эрмитаж
Сюжет, который Рембрандт
выбрал для своей знаменитой картины, заимствован им из евангельской притчи о
блудном сыне. В притче рассказывается о некоем молодом человеке, который,
получив от отца причитающуюся ему долю наследства, промотал ее и после долгих
мытарств вернулся домой, где был прощен отцом.
Художник
выбирает для изображения тот момент, когда чувства героев напряжены до предела.
Сын, испытавший все беды в жизни, глубоко раскаявшийся и не уверенный в
отцовском прощении, подходит к старику и падает перед ним на колени; отец
наклоняется над ним и ощупывает его плечи дрожащими руками. Большая часть
полотна погружена в полумрак из которого на первый план выдвинута лишь главная
группа: стоящий на коленях сын в грязных лохмотьях и склонившийся над ним старец
в красном плаще. Постепенно зритель замечает, что в картине есть и другие
персонажи: справа стоит бородатый мужчина с посохом, из тени выступают фигуры
сидящего мужчины и женщины. Они смотрят на происходящую сцену с любопытством, но
спокойно, может быть, даже несколько отчужденно. Проявляемые ими чувства в
сущности малозначительны по сравнению с напряжённой до предела эмоциональностью,
которую художник воплощает в двух главных фигурах. Живописный строй полотна
Рембрандта построен на характерном для его поздних работ контрасте светотени и
открытого цвета. Темный полумрак, окутывающий сцену, придает событию особую
сосредоточенность, горячий красный цвет соответствует накалу чувств. Предметы
в отдельных частях композиции кажутся то ощутимо материальными, то как
растворяются в напряженной красочности. Все живописные средства подчинены единой
цели: передать те большие человеческие чувства, которые преобразуют мир, больше
того, которые служат оправданием
миру.
Справочник организаций