ЯКОБ ИОРДАНС (1593-
1678)
Фламандская школа
Бобовый король.
Около 1638
Холст, масло.
157x211
Государственный Эрмитаж
Иордане был младшим
современником Рубенса. Талантливый и плодовитый живописец, он также создавал
религиозные и аллегорические композиции, писал портреты. Иордане пользовался
заслуженной славой во Фландрии и за ее пределами. Но он не обладал ни блеском,
ни глубиной Рубенса. Лучшая часть наследия Иорданса - это те его картины, где в
наибольшей степени проявляется жанровое начало.
Во Фландрии
в XVII веке был распространен обычай, сохранившийся почти в неизменном виде до
наших дней. В праздники в пирог запекался боб, и тот, кому он доставался.
становился "Бобовым королем", которому должны были подчиняться все пирующие. На
картине Иорданса изображен тот момент, когда "король" провозглашает тост и
присутствующие с энтузиазмом принимают приглашение осушить кубки. За столом
царит буйное веселье; непринужденность грозит перейти всякие границы. При этом
художник как бы уничтожает грань, отделяющую его героев от зрителя: они
оборачиваются к смотрящему, обращаются к нему, словно приглашая войти в свое
шумное общество. Яркие гротескные образы, грубоватый юмор сочетаются здесь с
тонкой и виртуозной живописью, передающей теплоту человеческой плоти,
холодноватый блеск стекла и металла, мягкую прозрачность светотени. Краски
сдержанны, и это придает сцене буйного веселья умиротворяющий, интимный
характер. В "Бобовом короле" Иорданса с большой силой проявляется мощное
демократическое начало и несокрушимый оптимизм, составляющие наиболее
характерную черту фламандской живописи XVII
века.