АНТОНИС ВАН ДЕЙК (1594-1641)
Фламандская школа
Портрет сэра Томаса Чалонера. Конец 1630-х годов
Холст, масло, 104x81,5
Государственный Эрмитаж
Ван Дейк был одним из
крупнейших портретистов XVII столетия, богатого великими мастерами портрета.
Одареннейший ученик Рубенса не хотел "быть вторым", предпочитая работать там и в
той области, где ему приходилось соперничать со своим великим
учителем.
Ван Дейк не обладал ни силой, ни
разносторонностью Рубенса, но отличался тонкой и нервной восприимчивостью,
владел безупречным мастерством. Это помогло ему стать популярнейшим художником
столетия; его известность была всемирной, его клиентура - огромной. Поскольку
художник не мог сам справиться с лавиной заказов, он вынужден был прибегать к
помощи учеников. Это, естественно, снижало уровень его искусства, что особенно
ощутимо в поздний, английский период его творчества. Однако и тогда Ван Дейк
порою создавал шедевры.
Портрет Чалонера принадлежит к
лучшим работам этих лет. Сэр Томас Чалонер был отнюдь не заурядной фигурой в
Англии XVII века. Активный противник королевской власти, член так называемого
"Долгого парламента", он в 1648 году стал одним из тех, кто поставил свою
подпись под смертным приговором Карлу I. На портрете Ван Дейка Чалонер,
показывая пальцем левой руки на эфес шпаги, как бы заявляет о решении в случае
необходимости оружием отстаивать свои убеждения. Во всей фигуре этого невысокого
худощавого человека ощущается энергия. Портретируемый помещен на нейтральном
фоне; сдержанные серые, синие, коричневые тона заставляют зрителя сосредоточить
внимание на его лице. Мы видим его растрепанные волосы, покрасневшие веки, мешки
под глазами. Это лицо человека, которому ведомы страсти и болезни. Портрет
Томаса Чалонера - прекрасный пример того, как Ван Дейк умел объединить в
человеке индивидуальное и
общественное.
форма обратной связи html php