КАРАВАДЖО (МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ.
1571 - 1610)
Итальянская школа
Юноша с лютней. Около 1595
Холст, масло.
94x119
Ленинград. Государственный Эрмитаж
Искусство Караваджо было
причиной многих самобытных явлений европейской художественной жизни XVII века.
Бунтарь в живописи и в жизни, он бросил решительный вызов академизму,
господствовавшему в современном ему итальянском искусстве. Одним из первых в
Европе Караваджо обратился к передаче живой натуры. Его искусство - это тоже
своеобразная философия жизни, возводящая конкретное, частное до масштаба
всеобщего. Имя Караваджо дало название целому направлению в европейской живописи
- караваджизму. Ранним работам Караваджо, к которым относится "Юноша с лютней",
еще не свойственна глубина постижения жизни. Художник только вступил на новый
путь, его произведения несут в себе полемический вызов общепринятым нормам и
канонам. Лютнист в эрмитажной картине изображен на темно-коричневом фоне. Прямо
направленными лучами света лепятся его лицо, руки, натюрморт на переднем плане.
Материальность форм активно воздействует на зрителя. Избирая предметом живописи
частный мотив, Караваджо попадает под обаяние цветущей молодости юного
музыканта, красоты форм музыкальных инструментов, цветов и фруктов. Линии,
обрисовывающие их контуры, плавны и музыкальны; изяществом и некоторой томностью
веет от облика юноши - этот тип лица будет повторяться во многих ранних работах
художника. В мягком лирическом образе трудно узнать Караваджо зрелой поры, когда
его произведения, исполненные подлинного трагизма, поднимаются до глубочайшего
обобщения.