РАФАЭЛЬ (РАФАЭЛЛО САНТИ) (1483-1520)
Итальянская
школа
Святое семейство (мадонна с безбородым Иосифом).
1506
Холст, масло, темпера, переведена с дерева.
72,5x57
Государственный Эрмитаж
"Святое
семейство" написано в тот ранний период творчества, когда Рафаэль жил и работал
во Флоренции. Здесь творили знаменитые зодчие, живописцы, скульпторы, чьи
произведения ознаменовали высшую точку развития искусства в Италии - Высокое
Возрождение. Искусству Высокого Возрождения присущи полнокровное ощущение жизни
и совершенная гармония, богатство образного языка и предельная пластическая
мощь.
Уже в самых ранних произведениях Рафаэля очевидны
неповторимо индивидуальные черты. Молодой художник стремится к жизненной
конкретности. В "Святом семействе" все образы индивидуальны. В наибольшей
степени это относится к образу старого Иосифа, который традиционно изображался с
большой бородой, подчеркивавшей его возраст. Рафаэль изобразил старика
безбородым. Эта деталь оказалась настолько характерной, что картина Рафаэля
получила название "Мадонна с безбородым Иосифом". Менее ярко, но вполне
определенно индивидуализированы Мария и младенец Иисус. Фигуру младенца художник
дает в сложном развороте, в чем несомненно сказывается влияние Леонардо. Но в то
же время Рафаэль стремится к величайшей простоте и гармоничности изображения.
Три фигуры художник объединяет в непринужденную, но неразрывно связанную группу.
Композиция картины построена на повторяющихся и перекликающихся мотивах круга и
полукруглой арки. Этот прием придает композиции удивительную музыкальность,
целостность и устойчивость. Ничем не нарушаемое спокойствие, хотя и овеянное
легкой грустью, господствует в картине.
Еле уловимая печать
растворяется в светлых, нежных цветовых созвучиях. Рафаэль достигает здесь такой
колористической тонкости, которая не всегда удавалась ему в более поздних
произведениях.
Поздравления с днем рождения брату