|
|
<<Вернуться к списку картин XV века
|
ЛОРЕНЦО КОСТА
"Обнаженная женщина (Венера?)"
Нажмите, чтобы посмотреть
в большом формате"
|
ЛОРЕНЦО КОСТА (ок. 1460-1535), болонская
школа
"Обнаженная женщина (Венера?)" 1490-е
годы Будапешт, Музей изобразительных искусств, инв. № 1257.
Тополь, масло, 174x76 см.
Приобретена у антиквара Акилле Глисенти в Брешии в 1895 году.
Ранее находилась в миланском частном собрании. Выставлялась в 1933 году в Ферраре на
выставке "Феррарский Ренессанс".
Приобретена у антиквара Акилле Глисенти в Брешии в 1895 году.
Ранее находилась в миланском частном собрании. Выставлялась в 1933 году в Ферраре на
выставке "Феррарский Ренессанс". Коста учился в Ферраре, а в 1483
году поселился в Болонье. Здесь его живописная манера становится более мягкой, в первую
очередь под влиянием Франчи. Примерно в 1506-1507 годах он находился на службе у Изабеллы
д'Эсте в Мантуе. В это время лица его образов становятся слащавыми, но в изображении складок
одежд и драпировок появляется решительность. Долгое время специалисты не знали, к кому отнести
эту картину. Многие предполагали, что она принадлежит кисти художника из Мантуи
Лоренцо Леомбруно, но сейчас единогласно признано, что ее автором является Лоренцо Коста и
относится она ко времени его пребывания в Мантуе. Однако предположение о времени создания
картины было ошибочным, так как существует другая, не вызывающая сомнения картина Косты,
на которой тоже изображена обнаженная женщина, стоящая в такой же позе, и которая,
несомненно, относится к мантуанскому периоду (Болонья, коллекция Скарселли). Эта болонская
картина во многом очень отличается от будапештской, например в типе лица и в пропорциях тела.
Считалось, что на обеих картинах изображена Венера, но, вероятнее всего, ни одна из них не
представляет собой богиню. Может быть, на болонской картине изображена муза Талия - такой
вывод можно сделать на основе атрибутов и подобных изображений того времени (например,
"Талия" Тимотео Вити, хранящаяся во флорентийской галерее Корсини). А предположению, что
на будапештской картине изображена Венера, противоречит тот факт, что шарф в руках женщины
спокоен, тогда как в картинах художников того времени, изображающих Венеру, шарф всегда
развевается от ветра. Натуралистичность в изображении фигуры указывает, что это более раннее
произведение Косты, и оно не могло быть написано в мантуанский период, когда манера письма
Косты стала более стилизованной и теория уже взяла верх над непосредственным наблюдением
художника. Аргумент в пользу более раннего создания будапештской картины привел и Э.
Погань-Балаж, согласно которому Маркантонио Раймонди использовал нашу картину Косты для
создания женской фигуры на одной своей гравюре до 1505 года. Картины, изображающие обнаженных
женщин в полный рост, распространились по всей Италии в подражание флорентийцам и
в первую очередь под влиянием
Боттичелли.
hellgate.net.ru
|
|