Ф. Я. АЛЕКСЕЕВ (1753-1824)
Итальянский вид. Около
1775
Холст, масло. 59,8 X 85,5
Государственная Третьяковская
галерея
Перспективная живопись
(изображение архитектурных сооружений, реальных или воображаемых), по которой
специализировался Алексеев в Академии художеств, считалась прикладной областью
искусства, тесно связанной с театрально-декорационными работами. Именно в этой
области и надлежало совершенствоваться Алексееву в Италии, к чему он, как скоро
выяснилось, не имел ни малейшей склонности. Художника привлек городской пейзаж -
тот вид изображения, где архитектура естественно слита с окружающей природной
средой, разнообразной и полной жизни.
"Итальянский вид" и
стал пока робкой попыткой создать полотно, в котором выражалось его собственное
понимание задач пейзажной живописи. Алексеев не был в Неаполе, и картина, по
мнению специалистов, написана по гравюре, а отчасти и по воображению. Но
воображение художника тяготеет не к величественному и грандиозному, а скорее к
идеализированной реальности. Большую часть холста занимают небо с
"классическими", словно лепными, облаками и вода, испещренная белыми мазками,
наивно изображающими легкое движение волн. Композиционных средств для передачи
огромного, но ясно обозримого пространства - вот чего ищет
Алексеев.